Острые вопросы Научно-консультативного совета ФНП

Вчера, 17 июня, в Федеральной нотариальной палате состоялось заседание Научно-консультативного совета при ФНП, посвященное вопросам применения новых норм гражданско-правового регулирования. Законодатели, уже традиционно, поставили перед юристами множество вопросов, на которые сложно дать четкие, квалифицированные ответы.

В зале Правления Федеральной нотариальной палаты собрались все участники Научно-консультативного совета, за исключением представителей Министерства юстиции.

Дискуссия ведущих цивилистов развернулась вокруг двух нормативных актов - Федерального закона № 100-ФЗ от 7 мая 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и Федерального закона № 302-ФЗ от 30 декабря 2012 года «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».Ученым предстояло ответить, как применять положения этих законов в нотариальной практике и как правильно разъяснить гражданам, сторонам тех или иных сделок, их права и обязанности?

Настоящим камнем преткновения в правоприменительной практике может стать статья 157 ГК «Согласие на совершение сделки». Докладчиком по этому вопросу была заместитель председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ Лидия Михеева. Эта статья предусматривает, что если на совершение сделки требуется согласие третьего лица или соответствующего органа, то о своем согласии или отказе в нем третье лицо сообщает в разумный срок после обращения лица, запросившего согласие. Здесь возникает сразу несколько вопросов. Что такое «обращение лица за согласием», в каком виде оно должно быть подано, в письменном или устном? Если в письменном, то должен ли этот документ оформляться в нотариальном порядке? Каким образом направлять лицу обращение: по почте, вручать собственноручно или как-то иначе? Что будет являться подтверждением получения обращения? В какой форме лицо должно заявить о своем согласии? И что можно читать «разумным сроком» применительно к оформлению согласия, можно ли здесь провести аналогию с положением ст. 259 ГК РФ, дающей собственникам месячный срок на решение о приобретении доли в праве общей собственности?

Не на многие из этих вопросов можно дать однозначный и бесспорный ответ. А окончательное решение о «разумности» тех или иных сроков, скорее всего, будет оставаться за судом.

Далее, какие характеристики предмета сделки должны быть указаны в согласии (п. 3, ст. 157.1 ГК РФ)? Гражданский кодекс не раскрывает понятие «предмет сделки, договора» и, следовательно, не детализирует действия, обязательства, характеризующие сущность сделки и имущество, которые позволяют считать, что «предмет» определен.

Почему молчание не считается согласием на совершение сделки (п. 4 ст. 157.1 ГК РФ), хотя статьей 250 того же Кодекса молчание участников долевой собственности на отчуждение собственником третьему лицу доли в праве общей собственности может быть расценено как согласие? Налицо коллизия норм ГК. Правоведы пришли к выводу, что в этом случае нужно все-таки руководствоваться примой нормой закона.

Немало подискутировали участники НКС о проблемах нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом и государственной регистрации прав на недвижимость.

Не секрет, что отказ от обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью и фактическая ликвидация их государственной регистрации заложили настоящую «правовую бомбу» под рынок жилья. В настоящий момент, ни кто не может быть уверен в законности сделки и неукоснительном соблюдении прав и законных интересов граждан. На этот «глобальный вопрос» накладывается еще много мелких (на первый взгляд) пробелов в нормах ГК. Так, например, законом не определено, должен ли нотариус при удостоверении сделки проверить всю совокупность оснований, при которых договор может быть признан недействительным. Открытым остается вопрос о соглашении сторон, при котором осуществляется нотариальное удостоверение сделки. Должно ли оно оформляться документально и в какой форме. С какого момента должен считаться заключенным договор о распоряжении недвижимым имуществом?

В законе сказано, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если не установлено иное. В таком случае, можно ли считать, что согласно статьям 556 и 574 ГК РФ для заключения договоров дарения и продажи требуется передача имущества? Тогда договор будет считаться заключенным именно с момента передачи недвижимости.

Более того, проблема глубже. Если ранее гражданин, совершавший сделку в простой письменной форме без участия нотариуса, проверявшего осознает ли сторона сделки ее последствия, мог исправить возможную ошибку. А именно, подписав договор, он мог просто не предоставлять его на государственную регистрацию, и сделка не имела юридических последствий. То сегодня сделка может считаться заключенной с момента подписания договора. То есть у граждан отняли последнюю возможность обдумать свой шаг и что-то исправить.

Не меньше споров и вопросов вызывает такое простое действие, как удостоверение доверенности. Сообщение по этой теме сделала заведующая кафедрой гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Рассказова. Законом остались неурегулированными особенности выдачи доверенностей от имени юридических лиц (должна ли подпись руководителя заверяться печатью организации?), сроки действия доверенности с отметкой «до отмены», особенности прекращения действия доверенности, выданной нескольким представителям и последствия отмены доверенности.

По итогам обсуждения этого и многих других актуальных вопросов применения на практике норм нового Гражданского кодекса Научно-консультативный совет принял решение рекомендовать Федеральной нотариальной палате подготовить соответствующие методические рекомендации. Предложения к рекомендациям поручено подготовить Центру нотариальных исследований до 1 августа 2013 года. Предполагается, что сам документ может появиться уже в сентябре.

Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/ostrye-voprosy-nauchno-konsultativnogo-soveta-fnp